Статьи

ГПЗУ Шрёдингера. Он вроде есть, но его как бы нет.

В последнее время увеличилось число обращений застройщиков жилья, права которых по непонятным юридическим основаниям нарушают местные исполнительные органы власти.

Ситуация, при которой муниципалитет в лице соответствующего департамента должен всего лишь исполнить свою административную функцию, закрепленную нормами градостроительного кодекса и иными подзаконными актами, все чаще стала перерастать в настоящую судебную баталию, в процессе которой застройщик лишен возможности приступить к реализации задуманного проекта и несет советующие убытки. Подробнее - Максим Посаженников, старший партнер юридической компании «Шумская и партнёры», руководитель практики «Строительство, земля, недвижимость».

Каким образом это происходит?
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности (застройщиков) информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Иными словами, речь идет о тех установленных критериях, которые должны соблюдаться застройщиками при строительстве объектов на выбранных территориях.

Прежде чем приступить к разработке проектной документации на объекты для застраиваемой территории, застройщик на основании части 5 статьи 57.3 ГрК РФ обращается в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, с соответствующим заявлением о выдаче ГПЗУ.

Приступить к проектированию будущего объекта строительства застройщик без указанного документа попросту не имеет возможности.

Орган местного самоуправления обязан в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления осуществить подготовку, регистрацию и выдачу ГПЗУ заявителю (без взимания платы). 

При этом в указанном документе должна содержаться вся информация из проекта планировки территории или проекта межевания территорий, а также информация об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка (ч.3 ст.57.3 ГрК РФ).

На практике для некоторых застройщиков дело принимает совсем неожиданный оборот. Орган местного самоуправления в установленный срок выдает соответствующему заявителю градостроительный план, но застройщик, к своему удивлению, не обнаруживает там все необходимые ему основные виды разрешённого использования.

 Зачастую такой «усеченный» план участка не содержит те виды разрешенного использования, которые непосредственно необходимы застройщикам жилья, а именно: высотная застройка многоквартирными многоэтажными домами и тому подобное. Получение таких урезанных планов может означать полный срыв всех планов застройщиков и дополнительные убытки.

Такие действия органа местного самоуправления можно и нужно оспаривать в судебном порядке. 

При этом застройщикам следует иметь в виду, что законодателем установлен весьма короткий срок для оспаривания таких незаконных действий органов местного самоуправления.

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации отведено всего три месяца на подачу соответствующего заявления в Арбитражный суд. 

Специалисты юридической компании «Шумская и партнёры», уже участвующие в подобного рода судебных делах, готовы выступить на стороне застройщиков и оказать услуги по представлению интересов на всех стадиях судебного производства по указанному вопросу.