Статьи

Ася Самарина: «Уходить можно красиво»

Наш собеседник - Ася Самарина - в Новосибирске много лет руководит студией event-декорирования Barbaris. Свадьбы в стиле Шерлока Холмса, Снежной королевы и другие – ее идеи и воплощения. В какой-то момент родилась гениальная идея трансформации, масштабирования своего бизнеса, до которой никто еще не додумался или не решился.


Трудно поверить, но эта красивая блондинка с нежным именем Ася сегодня фактически создает новый вид бизнеса в России – эстетическое индивидуальное декорирование траурных процессий. За рубежом это огромный, прибыльный рынок, а в России его практически не существует.


Когда вам пришла такая идея?

- В 2020 году. Тут же поделилась в соцсетях с директором новосибирского крематория, который сразу увидел перспективы. Первый же наш разговор закончился совместной работой и поездкой во Владивосток на профессиональную конференцию, где я провела свой первый мастер-класс в этом направлении. Было странное ощущение: обучаю траурных агентов, но при этом сама в бизнесе практически еще не работаю. Агенты мне тогда сказали, что первый раз видят человека, который оформляет ложе умершего и при этом порхает, как бабочка. Тогда окончательно поняла, что это мое.


Мой основной подход в декорировании – оформление живыми цветами. Хотя по запросу работаю и с искусственными композициями, но другого уровня и визуала, а не с теми, что обычно предлагают в таких случаях.


У вас есть конкуренты?


- Практически нет, рынок свободен, если не считать создателей «традиционных» похоронных декораций.


Наверное, тому есть объяснение: великолепных флористов много, но не каждый сможет работать в крематории. Верно?

- Да, психологических моментов много. Когда мы в первый раз работали в зале прощаний, мне было страшно. Я отправила в зал свою сотрудницу, которая согласилась работать. Из-за угла наблюдала за ней и в какой-то момент во мне включился «контролер», мол, что она делает. Вышла из своего убежища, отодвинула коллегу в сторону и закончила все сама. В процессе работы все страхи, предрассудки отступают, если ты, конечно, профессионал.


Для меня в этой деятельности очень много смыслов зашито. Больших денег, как думают многие, пока не заработала, потому что рынка, как такового, еще нет, нет и спроса. В его создание, развитие нужно вкладывать, развивать, строить грамотный маркетинг.


Идей и планов много, например, сейчас делаем новый сайт, разрабатываем новый бренд Floriotika, собираемся на московскую выставку в ноябре. В идеале бы, конечно, построить свои прощальные залы, потому что существующие категорически не нравятся. Почему они настолько мрачные? Мне кажется, можно оформить помещение в нейтральных, светлых тонах без каких-то канделябров.


Хочу разработать конструкцию на замену зеленому «ершу», который обычно используют для траурных венков. То, что предлагают сейчас, мягко говоря, неэстетично и психологически сложно воспринимается. Я понимаю, что такой декор будет дороже, но моя аудитория готова к этому. Сейчас мы в процессе поиска ассортимента для работы: хотим избежать стандартного искусственного материала в декоре, а также дорогих силиконовых цветов, сделав ставку на что-то среднее - по эстетике и цене.


У нас совершенно не развита организация зоо-похорон, «детская тема». С последним вообще все очень и очень непросто: никто ничего из аксессуаров не предлагает. Как чаще всего происходит? Под заказ, быстренько «тяп-ляп» и все. Все дело в том, что многие поставщики пропускают «детскую тему» через себя и не хотят этим заниматься. А я по-другому смотрю: если это нужно, почему не помочь, почему не поддержать, почему не дать выбор. Людям в тяжелые дни крайне нужна поддержка и легкость принятия решения.

В планах найти партнеров-организаторов в других городах, регионах, где могут предоставлять такие же качественные услуги, как свадебные event-агентства. Когда учтена каждая мелочь: вплоть до того, что невеста встает утром в день свадьбы, а у нее уже готов кофе с бутербродами, молодожены заходят в банкетный зал, а на столе уже стоит ваза с водой для свадебного букета. Продумано - все, в похоронной церемонии должно быть точно также, чтобы избавить родственников от всех забот и хлопот. Должны быть свои стандарты сервиса – такого пока нет.


Еще мы сейчас в процессе создания франшизы, развиваем направление обучения.


А как же сроки? Насколько реально выполнить заказ за пару дней?

- Конечно, сроки катастрофические, и в таком бизнесе нужно быть к этому готовым. Мы успеваем делать декор даже на следующий день, но выбор цветов может оказаться ограничен. Я знаю все оптовые цветочные базы, их ассортимент, поэтому четко понимаю, что именно могу предложить клиенту.

Тут есть другой момент: плохо, что мы не всегда на прямой связи с родственниками - большая часть заказов поступает от агентов. Лучше, если декорирование будет индивидуальным, причем нам достаточно пары слов про характер ушедшего человека, его портрет. Например, один из заказчиков рассказал, что глава семьи любил золотые украшения. Мы сделали цветочную композицию с золотыми вкраплениями и попали «в точку». Или был заказ для женщины, которая любила желтые тюльпаны. Зимой искали по всему городу и нашли всего 10 штук, но родственники оценили.


Поэтому-то и нужно общаться с близкими.


Как это возможно в такие моменты?


- Возможно, всегда находится тот, кто готов адекватно общаться. На встречу прихожу с фотографиями цветов из наличия, мы изучаем весь визуал траурной процессии – от помещения до деталей, чтобы выбрать декор для конкретного человека. Именно так я смотрю на смерть – она также достойна эстетики.


Совсем недавно нас попросили воплотить образ старославянской невесты: мы сделали заращивание ложа елью и ветками - выглядело сказочно, нереально красиво, насколько это определение тут уместно.


У нас еще много нереализованных стилевых решений, например, с привязкой к профессии, увлечениям. Кстати, за рубежом делают целые коллекции, в разработке которых даже иногда участвует при жизни сам человек. Итальянские коллеги, к примеру, предлагают специальную сумку в виде шоппера для переноса урны с прахом, конверты для материальной помощи от близких, альбомы для соболезнований, свечи, нательные украшения и прочее - все в одном стиле. Свою первую коллекцию полиграфии для московской профессиональной выставки я уже создаю.