Статьи

Чистое искусство: Никас Сафронов о вдохновении, юности и России

Никас Сафронов — один из самых узнаваемых современных русских художников в мире. Его работы выставляются в Испании, Италии, Франции и других странах, а большинство известных персон, звезд эстрады или политиков хотя бы раз заказывали у него портрет. Эксклюзивно для журнала «Авторский проект» Никас поделился своими взглядами на бизнес и искусство и рассказал, каким мастером он хочет войти в историю. 

Никас, расскажите о выставке «О чем молчат картины»? О чем она?



Каждая картина — это некий рассказ, который художник пишет долгие годы. Это некий собирательный процесс, загадка, тайна. К тому же, есть масса поводов спросить, о чем молчит Мона Лиза или Венера. Это же тоже своего рода интрига. Кстати, о ней. Недавно ко мне привезли 5 яиц динозавра, им 100 миллионов лет. Думаю, что они были освещены неким духовным светом, поэтому я расписал их в пасхальном стиле. 

Чем вы вдохновляетесь?



Общением, интересными людьми, поездками, странами, городами, путешествиями. Даже хорошей погодой. Недавно вернулся из деревни, там имел удовольствие наблюдать такой невероятный пейзаж, взял кисти, карандаш, написал. 

Какая ваша картина вам нравится особенно?



Мне мои картины как раз не нравятся, потому что я вижу в них много недостатков. Ведь полотна можно писать годами, десятками лет, переписывать. Иногда, глядя на них посторонним взглядом, понимаешь, что они не такие уж и плохие. К тому же, в моем наборе есть все — спектакли, оформление магазинов, витрин, иконопись, кубизм, символизм. Я участвовал в оформлении фильмов, в театральных постановках, я не останавливаюсь на одном, мне интересны разные жанры.

Рожденный в Ливерпуле, холст, масло, 50х40, 2017 год

При таком многообразии, как бы вы могли назвать свой стиль?



У меня есть открытие в стиле импрессионистов, называется dream vision. Это как раз ощущение, когда ты просыпаешься и помнишь первые 15 минут те впечатления после сна. Это такие яркие минуты. Во время создания стиля я использовал разные материалы, техники. В то же время мне нравится символизм. Ведь художник, который учится, должен уметь написать натюрморт, пейзаж, лес, море, но вот создать метафору вокруг этого, интригу, - уже профессионализм.

Мы с вами беседуем в прекрасном месте - в Сочи. Большинство едут сюда за отдыхом и вдохновением, а вы?



Я люблю Сочи, мне нравится этот город. С ним меня связывает много воспоминаний о юности. Помню, как отдыхал в Адлере, был там влюблен в одну прекрасную девушку. Помню своих друзей и наши вечера под гитару. К тому же, я часто бывал здесь на мероприятиях, на выставках и многократно убедился, что Сочи — один из самых красивых городов России. На юге — точно. Конечно, у нас много достойных городов, Екатеринбург, например. Про Москву и Санкт-Петербург уже и не говорю. Но именно Сочи — это такой Лас-Вегас, только я думаю, что он хуже, потому что находится в пустыне, а наш построен в раю. Здесь есть душа, сердце, здесь люди получают удовольствие.

Маддалена Донни или Кошачий взгляд на Рафаэля, холст, масло, 51х41, 2002 год

Никас, а вы всегда хотели быть художником?



Я хотел быть пиратом, поступил даже в мореходку и учился целый год, бросил в итоге. Потом хотел быть садовником, летчиком, поваром. Я не хотел быть художником, на самом деле это произошло случайно. В школе хорошо рисовал, и когда уехал из Одессы, тетушка из Ростова сказала, что она переезжает по контракту в Сибирь, а я могу пожить до армии у нее. Мне тогда было 16 лет. Я совершенно не знал, чем там заняться, на завод идти не хотел, поэтому со школьными работами поступил в училище. Потом начал подрабатывать. У меня всегда были деньги, но не от искусства. Я был дворником, сторожем, разгружал вагоны. Со временем я уехал изучать иконопись, потом за границу, где учился на опыте старых мастеров — голландских, итальянских, французских. А когда вернулся в Россию, там уже полным ходом шла перестройка, и тогда я уже начал зарабатывать именно на искусстве.

Кому вы продали свою первую картину?



Сокурснику, это было на втором курсе. Помню, он заплатил мне за нее всю стипендию, 32 рубля вроде бы, которую мы благополучно проели на Дону за два дня.

На ваш взгляд, искусство можно назвать бизнесом?



Всё можно назвать бизнесом, понимаете. Микеланджело будучи молодым покупал очень много мрамора, но каждый раз, когда кто-то находил античную скульптуру, он первый появлялся и говорил, что это творение 3 века до нашей эры, и его надо обязательно купить. И жил припеваючи. А потом его пригласил с собой работать Папа Римский. В целом, можно сказать, что он занимался бизнесом. Ведь можно же продать картину, скульптуру, но не вдохновение. Я никогда не думаю о деньгах, когда что-то пишу. Я думаю только об искусстве, а уже потом размышляю, как продать. В этом процессе мало искусства, потому что оно появляется только тогда, когда ты работаешь сам с собой, вокруг твоя суть, природа, окружение. Вот это чистое вдохновение. 

Праздничный пирог, холст, масло, 51х41, 2012 год

Никас, у каждого художника есть своя миссия. Какая она у вас?



Во-первых, я по духу абсолютно русский человек, патриот. Поэтому часто скучаю по России, когда нахожусь в рабочих поездках. Да, у меня есть практически все, что нужно для жизни за рубежом, но именно на Родине я занимаюсь благотворительностью, здесь я состоялся как личность и как художник. При этом, могу сказать, что даже в обычных жизненных ситуациях все по-другому. Мне приятнее здесь в Сочи поговорить с русской девушкой, чем с англичанкой, чей образ мыслей я не понимаю, не чувствую ее настроения. Поэтому считаю, что как русский художник, я должен оставить после себя наследие. Ведь искусство должно развиваться, усиливаться, а значит новые поколения должны делать лучше, чем предыдущие. 

Каким вы хотите войти в историю?



Голым, я бы хотел войти в историю. Но это, конечно же, шутка. Древние греки говорили, что если ты что-то создал, то только тогда останешься в истории. Все художники, которые остались в памяти народа, были при жизни известными. Пусть их даже не принимали, например, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель, Рембрандт. Конечно, бывают периоды, когда ты менее известен, но потом все встает на свои места. Поэтому я бы хотел остаться в истории русским, патриотичным, мировым художником. У меня нет тщеславия, нет высокомерия. У меня есть требования к себе.